главная/ условия/ контакты/ статьи/

 

 

Присылайте Ваши статьи и мы опубликуем их

 

Москва. №3, 2004./ ISSN – 1811 –  5721

Сборник статей аспирантов, соискателей, докторантов и научных работников

Региональный вестник молодых ученых

Экономика

 

Егикян Сурен Аликасович –

соискатель Института экономики РАН, г. Москва

 

 ИСТОЧНИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ

 


Несмотря на общее понимание того, что без широкомасштабных инвестиций Россия не выйдет на стадию устойчивого экономического роста, реальное положение с их привлечением остается достаточно сложным. К 2002 году общий объем инвестиций в сопоставимых ценах составил треть от уровня 1990 года, причем удельный вес частного капитала в общем объеме инвестиций приближается к 50%. Возросла и дифференциация инвестиций по интересам. Большая их часть идет в отрасли, обеспечивающие быстрый оборот капитала. Так в структуре инвестиций в основном капитале России в 2002 году группа топливных отраслей составила 46%, а в группе, характеризующей промышленность, удельный вес инвестиций направленных в топливные отрасли достиг 84%. При таком использовании инвестиций существенной реструктуризации экономики сложно ожидать. Необходимо решать проблему поиска инвестиций, обеспечивая успешное развитие не только экспортоориентированных отраслей, но и модернизацию других отраслей промышленности, средний срок службы оборудования в которых превышает мировые стандарты и не обеспечивает производство конкурентоспособной продукции.

Анализ сложившейся ситуации с инвестициями и социально-экономическим положением России позволяет также сделать вывод о том, что рыночные структуры и частный капитал вследствие личных разноплановых интересов в обозримом будущем не смогут заменить государство при принятии наиболее оптимальных (с учетом национальных интересов) решений использования инвестиций на наиболее приоритетных направлениях, обеспечивающих экономический рост.

При определении приоритетов необходимо учитывать:

- мультипликативный эффект развития приоритетных направлений;

- возможность обеспечения условий расширенного воспроизводства;

- социальные последствия и возможность роста уровня занятости и жизни населения.

Как известно основным источником инвестиций выступают средства предприятий, включающие кроме собственных средств, заемные и привлеченные ресурсы. Начиная с 1993 года, внебюджетные источники финансирования инвестиций постоянно увеличиваются, доминирующая роль в росте инвестиций принадлежит финансовым ресурсам предприятий. Основу собственных ресурсов составляет прибыль и амортизация, удельный вес которых наиболее значителен и в общем объеме инвестиций (49,8% в 1995 году и 44% в 2002 году). Некоторое сокращение в структуре собственных ресурсов связано как с нестабильным финансовым положением предприятий, так и с ростом заемных средств.

Как показывает анализ, удельный вес прибыли в собственных средствах предприятий ниже удельного веса амортизационных отчислений. В 1991 году доля прибыли в собственных средствах предприятий, направляемых на инвестиции, составляла 23,7%, в то время как доля амортизации была равна 43,6%. В 2002 году соответственно 20,5 и 23,5% - это означает, что собственных ресурсах предприятий, используемых на инвестиционные цели, преобладают средства, предназначенные в основном не для накопления основного капитала, а для возмещения физически и морально изнашивающихся основных фондов.

Внутренний поиск инвестиций становится основным источником для России. Если мы сможем активизировать внутренние источники, придут и внешние. Среди внутренних источников отметим: снижение прямых и косвенных затрат на базе НТП, амортизацию, кредитование, лизинг, ипотеку и другие. Как известно в структуре внутренних источников инвестиций одно из ведущих мест занимает амортизация. Ее более активное использование требует специального учета начисления и юридическое закрепление целевого использования амортизации. В случае нецелевого использования взимается штраф, а сумма амортизации включается в налогооблагаемую прибыль. С целью стимулирования накопления амортизации и ее целевого использования государство страхует риски, связанные с инфляционными процессами.

Курс правительства на обеспечение профицита в значительной мере за счет налоговой нагрузки на предприятия пришел в противоречие со стратегией обеспечения экономического роста за счет модернизации и развития НТП. Учитывая сложности с привлечением инвестиций, целесообразно вернуться к положениям, стимулирующим реинвестирование прибыли, освободив всю прибыль, идущую на инвестирование от налогообложения.

С целью обеспечения притока инвестиций к капиталодефицитным отраслям, определяющим научно-технический прогресс, целесообразно ввести льготы не только на налоги прямого действия, но и косвенные налоги (НДС, ЕСН, земельный, имущественный, транспортный). Для привлечения иностранных инвестиций целесообразно упростить систему льгот по иностранным инвестициям, распространив ее во-первых, на все направления деятельности (кроме закрытых), а во-вторых, ввести налоговые каникулы по налогу на прибыль на весь срок инвестиционного цикла плюс один год.

С целью привлечения инвестиций необходимо обеспечить правовые и экономические условия для активизации концессионных возможностей по сдаче в эксплуатацию природных ресурсов, рекреационных зон, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству и муниципалитетам. Это, при условии сохранения профиля работы и опоры на местные кадры, может оказаться более эффективным, чем проводимая приватизация. При этом необходимо учесть опыт по формированию особых экономических зон, которые не обеспечили существенного притока инвестиций, зато принесли потери бюджету за счет предоставления льгот предприятиям [1].

Значительный интерес как источник для привлечения инвестиций могут представлять зарубежные финансовые активы, которыми располагал СССР. Это примерно 150 млрд. долл., включая 75 млрд. долл. просроченной задолженности. Оценивая суммы задолженности, следует отметить, во-первых, недостаточно четкую инвентаризацию зарубежных активов, во-вторых, то, что после вступления в Парижский клуб в пользу развивающихся стран с России были списано 60 млрд. долл. Процент списания этих долгов в России по отношению к ВВП оказался самым высоким среди стран-кредиторов. Здесь сложно что-либо комментировать. По имеющимся оценкам общая сумма оставшихся «живых активов» составляет около 30 млрд. долларов. И это притом, что один Ирак задолжал около 9 млрд. долл., а вместе со стоимостью контракта, подписанного «ЛУКОЙЛ» эта сумма увеличивается на 5 млрд. долл. (списание Ираку 4 млрд. долл. – это, по сути, прощение долга в пользу «ЛУКОЙЛа»).

В условиях дефицита инвестиций для России исключительно важно обеспечить возврат долгов. В 2000 г. Россия получила по внешнему долгу 1,1 млрд. долл., в 2001 г. также 1,1 млрд. долл. В 2002-2003 гг. получено около 1 млрд. долл. (ежегодно). В проекте бюджета России на 2004 г. в составе неналоговых доходов от внешнеэкономической деятельности предусматриваются поступления процентных платежей за предоставление Российской Федерацией государственных кредитов правительствам иностранных государств в размере 6,3 млрд. рублей (по курсу 30 руб. за доллар, это 210 млн. долл.).

Наиболее аккуратные плательщики по долгам нашей стране – Индия и Вьетнам. С возвратом долга существует достаточно много сложных проблем. Они касаются отсутствия в России четкой программы возврата или реструктуризации внешнего долга. Речь идет о программе, концентрирующий все долги, руководящий аппарат такой программы должен иметь полномочия по принятию решения о возврате долга с учетом специфики той или иной страны. По оценкам Министерства финансов РФ создание единой структуры по обслуживанию и оптимизации всех долгов может увеличить платежи на 5-8%. Российское правительство, как кредитор и член Парижского клуба, имеет право (в соответствии с Бюджетным Кодексом) принимать решения о реструктуризации долгов по бедным странам. Но одновременно, судя по доходной части бюджета России и по тому, что треть населения России имеет доход ниже величины прожиточного минимума, необходимо искать более конструктивные пути возврата долгов, используя различные формы и схемы. Следует более глубоко заниматься проблемой продажи долгов, в частности таких стран как Лаос, Монголия, Бангладеш и других.

Возможно также передача пакета акций приватизируемых предприятий, получение концессии на разработку и добычу минеральных ресурсов. По договоренности можно использовать вариант участия в строительстве в странах-должниках предприятий со смешанной формой собственности. Наконец, необходимо широко привлекать российские фирмы, знающие местные условия, к участию в возврате долгов на приемлемых как для государства, так и для фирм условиях.

 


Примечание

1. Концессионные договора с участием государства в существующем законодательстве не предусмотрены. В ГК РФ в 54 главе говорится о том, что «сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей».

 

 

 



Hosted by uCoz