главная/ условия/ контакты/ статьи/

 

 

Присылайте Ваши статьи и мы опубликуем их

 

Москва. №3, 2004./ ISSN – 1811 –  5721

Сборник статей аспирантов, соискателей, докторантов и научных работников

Региональный вестник молодых ученых

Экономика

 

Магомедова Назира Ибрагимовна

аспирант Института экономики РАН, г. Москва, г. Москва

 

Государственное регулирование Федеральной контрактной системы (опыт США) 1

 

Государственное регулирование в развитых капиталистических странах, несмотря на рыночные отношения, выступает в качестве одного из ведущих рычагов направленного регулирования экономики. Среди развитых капиталистических стран США являются ведущими не только по уровню развития, но и по участию государства в создании условий для направленного развития бизнеса. Проявляется это через Федеральную контрактную систему.

Доля государства, его удельный вес в производстве национального продукта, составлял в период 1997 – 2001 гг. примерно 38,5 – 34,6%. На 1 долл. конечной продукции ВВП приходится опосредовано около 30% или 1/3 общенациональных затрат США.

По данным статистики [2] США в период 1998 – 2001 гг. из общего числа 125 – 127 млн. человек 1/6 – 1/7 были заняты в «контрактной индустрии», где общее число специалистов высшей квалификации составило около 5,2 млн. человек или 44 – 45% от всех занятых в экономике США.

Из всех расходов государственной казны на собственное потребление, капиталовложения на «национальную оборону» в период 1990 – 2001 гг. составили 299,3 – 291,2 млрд. долл., затраты на «человеческие ресурсы» равнялись в этот же период 619,3 – 1186,5 млрд. долл., расходы на «физические ресурсы» – 126,0 – 86,9 млрд. долл. динамика и соотношение затрат федерального правительства н расходов на «национальную оборону» и «человеческие ресурсы» очевидна: первые остались практически на том же уровне, а вторые – увеличились почти в 2 раза. Не менее зримо отражаются масштабы этих затрат за тот же период в их вкладе в воспроизводство ВВП: национальная оборона – 5,3 – 3,1%, «человеческий капитал» – 10,9 – 12,5%. Участие государства в социальном обеспечении населения путем мобилизации ресурсов для решения общенациональных задач, выполнение которых не может взять на себя частный капитал – важнейшая черта экономической политики США.

Государственный рынок США на рубеже XXI в. по своему функционально-хозяйственному назначению обслуживает следующие формы государственного спроса на товары и услуги:

– военно-государственное потребление и нужды федеральных военных и связанных с ним ведомств;

– общегражданское государственное потребление – нужды гражданских министерств и ведомств;

– государственные нужды и потребности гражданского и военного назначения стран-партнеров США по НАТО и других международных экономических объединений в рамках глобализации мирового хозяйства;

– региональные, штатные и местные нужды государственного потребления регионов и штатов США.

Государственный рынок США для нужд федерального потребления ежегодно поставляет 9/10% номенклатуры товаров и услуг, производимых американской экономикой. Ежегодно на государственном рынке 115 – 120 тыс. различных компаний-подрядчиков обслуживают особые потребности государства. К ним относятся: военное и гражданское строительство, новая техника и технологии, стандартные и коммерческие промышленные товары и изделия, оборудование, машины, механизмы, сырье, топливо, все виды банковских и иных услуг, разработка и производство новой и серийной военной техники и систем вооружения, проведение гражданских и военных НИОКР, строительство зданий, сооружений, шоссейных дорог, гидротехнических станций и аэродромов, портов, полигонов, дамб, а также содержание государственного хозяйственного аппарата, включая вооруженные силы и т.д.

Рассмотрим более подробно опыт функционирования американской Федеральной контрактной системы, ее принципы, методы и механизмы.

В соответствии с федеральным законодательством США государственное регулирование традиционно осуществляется в двух формах. Во-первых, это прямое воздействие государства на национальное хозяйство и экономический рост посредством капиталовложений средств федерального бюджета в различные сектора экономики (через систему федеральных контрактов-заказов казны) или предоставления займов или кредитов частному или некорпорируемому сектору. И, во-вторых, это косвенное воздействие и опосредованное государственное экономико-правовое регулирование, т.е. создание условий для государственного хозяйствования и эффективного освоения федеральных средств, направляемых для обеспечения государственного потребления на основе постоянно совершенствуемого государственно-правового хозяйственного механизма.

Для обеспечения эффективности государственного хозяйствования США по закону разбиты в административном порядке на 12 регионов, где представлен аппарат управления всех федеральных ведомств-заказчиков, размещающих государственные контракты. Государственный рынок США обслуживает специальный аппарат управления – около 100 тыс. «контрактных чиновников», – представителей правительства США и около 400 тыс. специалистов-управленцев по федеральным заказам на фирмах, в университетах и других учреждениях-подрядчиках.

ФКС выполняет функцию главного инструмента организации и управления государственным рынком товаров и услуг, регулируя хозяйственную деятельность более 22 тыс. различных органов государства или его представителей, выступающих заказчиками этих товаров и услуг. Именно через этот экономико-хозяйственный, предельно конкурентный механизм американское государство оказывает решающее воздействие на регулирование экономики, ускорение темпов НТП и обновление основных средств корпораций – государственных подрядчиков, на государственную поддержку НИОКР и подготовку кадров, формирование равномерной «географии» промышленного, военно-технического и научно-технического потенциала и проведения единой патентно-лицензионной политики государства.

Эффективность государственного регулирования в США, основанного на применении системы контрактных отношений, определяется, прежде всего, построением правильной организационно-правовой структуры управления контрактной экономикой, использованием основных принципов, методов и механизмов ФКС. Государственный хозяйственный комплекс США составляют 61 федеральное министерство и ведомство, а также 13 агентств. Именно он размещает в экономике страны заказы на все виды товаров и услуг для государственных нужд. Главными из них являются: Министерство обороны; НАСА; Администрация общего обслуживания (Госснаб США); Министерство торговли (наука, техника, промышленность); Администрация по делам ветеранов; Министерство энергетики; Министерство транспорта; Министерство сельского хозяйства; Министерство внутренних дел (геология и природные ресурсы); Национальная администрация по океанографии и атмосфере; Национальный научный фонд; Администрация малого бизнеса; Национальное бюро патентов и торговых марок США; Национальная администрация средств связи, телекоммуникаций и информации. Все эти министерства составляют основу Государственный научно-технический комплекс США – ГНТК США.

Реформа государственного хозяйствования ФКС и государственного рынка товаров и услуг, предпринятая в конце 1990-х гг., обрела помимо «внутреннего» и международный характер. Это – приспособление США к новым геополитическим условиям, проблемам и противоречиям глобальной экономики и политико-экономической нестабильности, порождаемой международным терроризмом и «странами-изгоями». В немалой мере эта реформа была направлена на решение внешнеэкономической стратегической задачи: экспансии капиталов США на основе «глобальной революции в сфере государственных закупок» на рынки стран-членов ВТО и стран «переходного периода» в конце 1990-х гг., что, по оценкам международных экспертов, помимо острейшей борьбы вокруг таможенных тарифов, породит новые международно-экономические противоречия в этой всемирной торговой организации.

Эта политика осуществляется на основе складывающегося международного права и регулирования функционирования государственных рынков товаров, услуг и национальных, т.е. государственных, контрактных систем. Иначе говоря, «контрактная экономика» при известном допущении становится важнейшей частью мирового хозяйства – глобальной экономики.

Финансовое «обеспечение» государства контрактов по заказам разделяется на бюджетное финансирование, на затраты федеральной казны и на расходы штатов и местных органов власти на цели государственного потребления. Источниками финансирования этих контрактов являются федеральный бюджет; частный промышленный и частно-государственный капитал; собственники капиталов; фонды частных банков и «благотворительные фонды» для проведения программ НИОКР, частично связанные с заказами государства [3]. Тем не менее, финансирование заказов по данным правительственных отчетов основываются на двух формах капиталовложений: 1) мобилизация финансовых ресурсов частного сектора и 2) финансирование из Федерального бюджета.

Одним из важных моментов при финансировании государственного заказа по федеральному контракту является его страхование, выражающееся в многомиллиардных затратах казны на товары, услуги и новую гражданскую и военную технологию, особенно на создание и испытание систем вооружения. Сюда входят: государственные ценные бумаги, частные акции и облигации, займы частных банков под любое имущество, аффидавит (т.е. гарантия под личную собственность); залог третьего лица под оплату контракта и т.д.

Критерием выбора федеральным ведомством корпорации-поставщика в интересах первого в первую очередь служит предоставление и финансирование заказа только «экономически надежным, технологически компетентным и социально ответственным компаниям-поставщикам»[4]. «Для обеспечения максимальной диверсификации промышленной базы страны, государство в хозяйственной политике должно уделять особое внимание и оказывать постоянную финансовую помощь мелким компаниям, осуществляющим правительственные поставки». Данная политика США проводится в целях оградить экономические интересы государства от финансовых просчетов. Для обеспечения гарантий финансовой ответственности компаний-поставщиков за поставки ведомствам-заказчикам первым выдаются «займы под заказ» в «особой форме», т.е. величина заемного оборотного капитала, предоставленная государством, не должна формально превышать 90% от средств инвестируемых им в осуществляемый заказ [5]. При этом за ведущими ведомствами-заказчиками закреплено право выдачи корпорациям-подрядчикам гарантий для получения займов под их заказы в частных американских банках Федеральной резервной системы. Что же касается авансовых платежей, то согласно федеральному законодательству заказы выдаются из расчета 6% годовых, а в некоторых случаях – на беспроцентной основе.

И, наконец, экономической основой заказа казны является предпринимательская прибыль. По американскому законодательству именно она должна служить «главным стимулом и мотивом корпораций – государственных подрядчиков при выполнении заказов». Государство и его компании-подрядчики обязаны стремиться использовать этот стимул для более эффективного и экономного выполнения заказа [6].


 

Литература

1. Федорович В.А., Патрон А.П., Заварухин В.П. США: Федеральная контрактная система и экономика. – М.: Наука. 2002. 2. National Pattens of R&D Resources: 1996. An RSS Special Report, Tabl 3 – Federally Funded R&D for National Defence and Civilian Functions: FY 1955 – 1977. – Wash. 1996. P. 1 – 2; National Science Foundation. 3. McBride J.H., Wachtel H.J. Government Contracts. – N. Y. 1975. Vol. 1. P. 241 – 248. 4. Code of Federal Regulations. P. 137 – 138. 5. Code of Federal Regulations. P. 781 – 782. 6. Riemer W.H. Op. cit. P. 195; Federal Procurement Regulations. – Wash. 1986. Pt. 3. P. 80

 

 



Hosted by uCoz