Издается в г. Москва. 

Готовится к изданию №1(4), 2005 г. Выход планируется в мае 2005 г, статьи принимаются с февраля по апрель включительно.


 

главная

члены ред.коллегии, календарь выхода журнала

и информация общего характера


для автора

условия предоставления

статей и сроки выхода

очередных номеров вестника


способы оплаты

а так же контактная информация и банковские

реквизиты


архив

научных статей

опубликованных в нашем

издании


полезные ссылки

ресурсы по научным, общественным и др. проблемам


 

 

Опубликуем Вашу статью. Присылайте!

 

Региональный вестник молодых ученых

Сборник статей аспирантов, соискателей, докторантов и научных работников

ISSN – 1811 –  5721

 

экономика /№1, 2004/

 

Галаган С.В. - cт. препод. Кизлярского филиала ДГТУ

Пути решения проблем малого бизнеса России

Защита и поддержка малого и среднего предпринимательства в настоящее время остаётся одной из главных сфер деятельности Торгово – промышленной палаты Российской Федерации. В последние несколько лет (1998 - I полугодие 2001 года) российское малое предпринимательство остановилось на «точке замерзания». Нас не может удовлетворять ни уровень его развития, ни то, как действует система его государственной и общественной поддержки. Как известно, резкое ухудшение финансового положения малого предпринимательства, возникшие трудности с доступом к кредитно – финансовым ресурсам связаны с кризисом 1998 года.

   В 2001 году в России была предпринята попытка обеспечить благоприятные условия для роста числа субъектов малого предпринимательства. Речь идёт о знаменитой Федеральной программе государственной поддержки малого бизнеса. Но, как известно, особых успехов с помощью этой программы Правительство не достигло, хотя может быть они проявятся в будущем.

   Структура малого бизнеса далека от той, которая может способствовать экономическому росту, развитию здоровой конкуренции, расширению количества рабочих мест и формированию высоко-технологических направлений.

А ведь развитие малого бизнеса означает стабильную ситуацию в экономике. Пока малый бизнес не будет создавать хотя бы половину валового продукта, наша страна будет зависеть от сырьевого экспорта, от цен на нефть и газ. Сегодня необходим кардинальный пересмотр всей законодательной базы и практической организации малого бизнеса в государстве.

В программах по этому поводу недостатка нет. Правительством уже принята пятая программа по малому бизнесу. Но все центральные вопросы развития малого бизнеса остаются практически на уровне дискуссий и проработки, а не претворения в жизнь. И что интересно: буквально после заседания Госсовета, на котором был провозглашён курс на всемерную поддержку и развитие малого бизнеса, законодательная база поворачивается к нему спиной.

Дело в том, что с первого января 2002 года вступили в силу дополнения и изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах. Данные нововведения изменили систему налогообложения для значительной части субъектов малого предпринимательства. Результат этого – резкое увеличение суммарного налогового бремени и практически полная ликвидация упрощённого налогообложения и отчётности.

Учитывая острый характер сложившейся ситуации, Торгово-промышленная палата России и другие общественные объединения предпринимателей уверены, что необходимо вмешательство Президента Российской Федерации с законодательной инициативой по поводу приостановления действий указанного закона.

Помимо этого, я думаю целесообразно обратиться к современной зарубежной практике.

В связи с этим возможно создание малыми предприятиями и индивидуальными предприятиями кредитных кооперативов или союзов. Такой социально – финансовый механизм обеспечит «прозрачный» доступ к кредитам и сбережениям, что намного выгодней кредитов полукриминальных ростовщиков.

Конечно, нельзя связывать негативные тенденции в развитии малого бизнеса только отсутствием у него доступа к кредитным ресурсам. отрицательное влияние оказывают и факторы административного давления (барьеры для входа на рынок, лицензирование и т.д.), и как уже отмечалось, высокие налоги и многие другие причины.

Однако тесное взаимодействие с кредитными институтами – ключ к формированию цивилизованного облика малого предпринимательства.

Одним из наиболее перспективных видов кредитования мог бы стать финансовый лизинг. Но его широкое распространение тормозится ограниченностью финансовых ресурсов.

Перспективной можно считать идею создания залогово-гарантийных объединений в рамках предпринимательских союзов.

Другим направлением совершенствования малого бизнеса является создание при территориальных налоговых инспекциях абсолютно независимых от них специализированных аудиторских малых предприятий, задача которых – ведение бухгалтерского учёта, расчёт налогов, сдача отчётности. В конечном счете, такое предприятие отвечает и перед предпринимателем и перед государством за качество своей работы.

Другим важным моментом развития малого бизнеса является его государственная ресурсная поддержка. Ведь значительная часть ресурсов остаётся недоступной для малого бизнеса, так как находятся под контролем монополий. Без солидного бюджетного финансирования самые распрекрасные планы и программы государственной поддержки малого бизнеса рискуют остаться только планами.

Нельзя забывать и о создании современной инфраструктуры. Наиболее острая проблема для малого бизнеса в этой связи - отсутствие производственных помещений. Существующая в России процедура, регламентирующая передачу государственного имущества на нужды малому бизнесу, забюрократизирована и создаёт множество лазеек для коррупции.

Следующим шагом для поддержания малого бизнеса и развития честной конкуренции является государственный и муниципальный заказ для малого бизнеса. Участие малых предприятий в выполнении государственного и муниципального заказов даёт возможность привлечь в малое предпринимательство дополнительные ресурсы.

Государственный и муниципальный заказы способствуют позитивной реструктуризации малого бизнеса, его выходу из узкой «ниши» торгово-посреднической деятельности, сближению с реальным сектором экономики, активному проникновению в инновационную сферу. Выполнение государственного заказа расширяет кооперационные связи малого, среднего и крупного бизнеса, что является необходимым условием формирования благоприятного предпринимательского климата в экономике. Заслуживает внимания и количество рабочих мест на малом предприятии: в среднем на одном малом предприятии работают тридцать человек, тогда как за рубежом не менее ста пятидесяти человек.

Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, а так же некоторых восточно-европейских стран с переходной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует решению ряда важных проблем для поступательного социально-экономического развития. Это демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, занятость и самозанятость, экономический рост и увеличение налоговых поступлений (при стабильной налоговой системе); формирование среднего класса; укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины. Именно такие конечные цели должны преследоваться нашим правительством при выработке государственного подхода в отношении поддержки развития малого бизнеса в России.

 

 

главная/ условия/ контакты/ статьи/

 



Hosted by uCoz