главная/ условия/ контакты/ статьи/
Присылайте Ваши статьи и мы опубликуем их
Москва. №3, 2004./ ISSN – 1811 – 5721
Сборник статей аспирантов, соискателей, докторантов и научных работников
Региональный вестник молодых ученых
Экономика
Исаев Шамиль
Магомедкамилович –
аспирант кафедры «Экономика и право» ДГУ
Совершенствование системы
социально-правовой защиты трудящихся-мигрантов
Вовлеченность экономики Республики Дагестан в циклический процесс воспроизводства депрессивного состояния при отсутствии собственных финансовых ресурсов для расширения сферы приложения труда вызывает необходимость более активного вмешательства государства в решение проблемы повышения занятости и преодоления высокой безработицы в рассматриваемом субъекте федерации.
Приоритетными направлениями государственной политики, в области содействия занятости населения, должны являться:
– развитие трудовых ресурсов;
–обеспечение равных возможностей
всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста,
социального положения, политических убеждений и отношения к религии в
реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости в любом регионе России;
– создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека;
– поддержка трудовой и предпринимательской
инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их
способностей к производительному, творческому труду;
– обеспечение социальной защиты в
области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих
обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и
испытывающих трудности в поиске работы;
– предупреждение массовой и сокращение
длительной (более одного года) безработицы;
– поощрение работодателей, сохраняющих
действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
– сочетание самостоятельности органов
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении
занятости населения с согласованностью их действий при реализации мероприятий,
направленных на повышение занятости населения;
– координацию деятельности в области
занятости населения, включая инвестиционно-структурную политику, социальное
обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, деятельности по другим
направлениям экономической и социальной жизни;
–координацию деятельности государственных
органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и
работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения
и контроля за ними;
–обеспечение занятости в местах проживания
коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской
Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически
сложившихся видов занятости;
–международное сотрудничество в решении
проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой
деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской
Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение
международных трудовых норм.
Эффективное осуществление мероприятий по вышеперечисленным приоритетным направлениям социальной политики государства в области занятости населения, требует также, наряду с другими, осуществления реформ в сфере внешней трудовой миграции, как для граждан иностранных государств, въезжающих на территорию Российской Федерации в качестве трудящихся-мигрантов, так и для граждан России, выезжающих на работу за рубеж.
Юридическое право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории России граждане нашей страны получили в июле 1991 года, когда была принята первая редакция Закона «О занятости населения в РСФСР».
Однако, несмотря на принятие закона о занятости, предусматривающего предоставление обширных возможностей в области внешнетрудовой деятельности в рамках этого закона, граждане России столкнулись с препятствиями, связанными с процедурами пересечения границ Российской Федерации. Поэтому, следующим важным шагом на пути либерализации внешнеэкономической деятельности россиян на международном рынке рабочей силы явилось принятие в 1993 году первой редакции Закона «О выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию». Принятие этого документа наконец-то позволило россиянам официально воспользоваться предоставленным им в 1991 году правом на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами России.
С целью выработки и реализации Концепции государственной миграционной политики, в конце 1992 года в России была создана Федеральная миграционная служба России (в 2003 году все функции ФМС России были переданы Управлению по делам миграции МВД РФ его территориальным управлениям, а в 2004 году ФМС России восстановлена Указом Президента РФ), одной из задач которой было создание надежного заслона недобросовестной нелегальной деятельности юридических и физических лиц, занимающихся трудоустройством россиян за рубежом, а также организация в России, с учетом имеющегося международного опыта работы в этой области, широко разветвленной и эффективно функционирующей системы государственного содействия и помощи гражданам России в реализации предоставленного им государством права на поиск работы и трудоустройство за рубежом. Действующая в настоящее время в России система содействия гражданам РФ в их трудоустройстве за рубежом базируется на сочетании, под руководством и контролем со стороны государства, усилий различных государственных учреждений и многочисленных государственных и частных компаний, которые осуществляют свою профессиональную деятельность на международном рынке труда. И основная нагрузка в решении этой общегосударственной задачи ложится на систему территориальных миграционных служб.
Говоря о Республике Дагестан, необходимо заметить, что на сегодняшний день практически нет ни одной фирмы или организации, имеющей государственную лицензию на осуществление внешнетрудовой деятельности, которая бы оказывала содействие гражданам республики в трудоустройстве за пределами России. И это при том, что данный регион характеризуется одним из самых высоких показателей безработицы и одними из самых низких показателей уровня жизни и доходов населения среди других субъектов Российской Федерации.
В этой ситуации следует отметить пассивное отношение миграционной службы РД в вопросах, касающихся трудоустройства граждан республики за пределами России, практическое бездействие при распределении квот на ведение трудовой деятельности за рубежом, предоставляемых ФМС РФ субъектам Федерации. Также не предпринимается существенных действий по налаживанию прямых контактов непосредственно с иностранными работодателями.
Мероприятия, проводимые миграционной службой на сегодняшний день, имеют одностороннюю направленность и связаны, в основном, с решением проблем притока беженцев и вынужденных переселенцев (потенциальная рабочая сила), регулированием потоков рабочей силы из ближнего зарубежья. Однако существует и другая сторона, не менее важная – регулирование и содействие контрпотоку мигрантов, т.е. тем гражданам, которые изъявили желание выехать за рубеж на определенный период времени в качестве трудящихся-мигрантов. Для этих целей в республике целесообразно организовать при миграционной службе РД (либо при Центре занятости) специальное подразделение, которое занималось бы вопросами трудоустройства безработных граждан в зарубежных странах на договорной основе. Организация и управление процессом вывоза рабочей силы за рубеж позволит в определенной мере снять напряжение на рынке труда и сократить масштабы безработицы, что особенно актуально в отношении Дагестана, который является одним из самых трудоизбыточных регионов в Российской Федерации. Позитивное влияние процесса внешнетрудовой миграции на все сферы (социальную, культурную и др.) общественной жизни и на экономику Дагестана в целом, не вызывает сомнений.
Поэтому, по мере того как растет численность граждан, выезжающих на работу за рубеж, все более очевидной становится необходимость формирования системы социальной защиты трудящихся-мигрантов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Активизация участия государства в защите интересов этой категории граждан приобретает особую важность на фоне многочисленных фактов нарушения их элементарных прав. Плата за услуги, взимаемая некоторыми посредниками с их клиентов еще на родине, составляет величину, сопоставимую со средним размером российской заработной платы за несколько месяцев. Некоторые фирмы требуют от своих клиентов, трудоустроенных за рубежом, ежемесячного перечисления в их пользу до 30 – 40 % заработка. Часто трудоустройство происходит без оформления трудовых контрактов, при этом предоставляется заведомо ложная информация о характере, условиях и уровне оплаты труда, жилищных условиях и т.д. Имеются прецеденты создания мигрантам препятствий для возвращения на родину. В средствах массовой информации сообщалось также о фактах расселения российских работников в антисанитарных условиях, бесчеловечном обращении с ними.
Единственная возможность избежать
хаоса в этой ситуации состоит в создании в России правового поля, так как
современное государство устроено так, что оно может существовать только в
правовом пространстве. В частности, необходимо направить в правовое русло
решение проблем трудовой миграции, создать ситуацию неизбежности выполнения
государством принятых им законов и соглашений, основанных на утверждении
приоритета интересов и потребностей личности.
Проблемы такого рода новы для России, только недавно открывшей возможности для трудовой миграции своих граждан. В мировой практике же проблемы трудовой миграции известны давно и достаточно хорошо. В течении долгого времени нарушения прав трудящихся-мигрантов привлекают внимание общественности, правительств стран, вовлеченных в процесс трудовой миграции, а также международных организаций.
Международная практика выработала различные средства социальной защиты трудящихся-мигрантов. Гарантии их прав предусмотрены национальными законодательствами многих стран. Одним из базовых инструментов реализации этих гарантий является порядок обязательного государственного лицензирования деятельности фирм, как по приему иностранных работников, так и по трудоустройству собственных граждан за рубежом.
Порядок государственного лицензирования деятельности по трудоустройству за рубежом граждан Российской Федерации закреплен в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В соответствии с вышеупомянутым Законом, трудоустройством граждан России за пределами ее территории, равно как и оказанием услуг, связанных с трудоустройством за рубежом, имеют право заниматься только российские юридические лица, имеющие на этот вид деятельности лицензию, оформленную в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии с «Положением о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации», выдача лицензий, на этот вид деятельности, возложена на Федеральную миграционную службу России или ее территориальные органы. Лицензия, выданная ФМС России, действует на всей территории России.
Деятельность организаций, занимающихся трудоустройством граждан Российской Федерации за границей, включает в себя любые виды работ и услуг, в том числе и информационно-консультационные, связанные с процессом поиска работы и непосредственного трудоустройства россиян за рубежом или содействия им в этом.
В соответствии со статьей 171 Уголовного Кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность организаций без специального разрешения (лицензии), в случаях, когда такое разрешение обязательно, или с нарушением условий лицензирования, рассматривается как незаконное предпринимательство и наказывается штрафом или лишением свободы на срок до трех лет.
Более того, права трудящихся-мигрантов являются объектом международного права, они отражены в ряде документов (конвенций и рекомендаций), разработанных и принятых ООН и Международной организацией труда.
Следовательно, решение проблем связанных
с трудовой миграцией российских граждан за пределы страны, должно регулироваться
на всех уровнях – международном, федеральном и региональном.
Регулирование процессов внешней трудовой
миграции на международном уровне осуществляется на основе международных
нормативных актов – Конвенций, Рекомендаций, Протоколов ООН и МОТ, в которых
защита прав и свобод человека ставится выше национальных интересов. Данные
международные нормативные акты, помимо регулирования потоков трудовых
мигрантов, регламентируют порядок разрешения
возможных споров и противоречий между организациями-посредниками,
работодателями и собственно трудовыми мигрантами. Они взяты за основу для законодательных
актов на федеральном уровне, с целью создания определенного правового
пространства в сфере трудовых миграций, как внутренних, так и внешних, что
является признанием приоритета международного права над национальным законодательством
и должно способствовать интеграции России
в мировое экономическое сообщество. Более того, признание международных норм
трудового права и, соответственно, участие России в системе международных
обязательств позволяет, в определенной мере, стимулировать возвратность
миграционных потоков.
Признание международных норм в сфере
трудовых миграций, отнюдь не означает, что Россия должна осуществлять регулирование
трудовых миграционных процессов в ущерб собственным интересам. Участие в
процессе трудовых миграций таких социальных институтов общества, как экономика,
право, политика делает необходимым регулирование внешних трудовых миграций на
федеральном уровне, исходя из принципа защиты национальных интересов и
трудового потенциала страны. Приоритетами, в
регулировании процессов внешней трудовой миграции на федеральном уровне,
должны являться: обеспечение защиты прав трудящихся-мигрантов; улучшение
ситуации на внутреннем рынке труда за счет трудоустройства российских граждан
за границей; осуществление надежной защиты российского рынка труда от неконтролируемого
притока иностранной рабочей силы; эффективное использование валютных средств в
экономике страны, поступивших за счет переводов трудящихся-мигрантов и т.д.
Переход к рыночным отношениям в
экономике повлек за собой изменения в сознании и поведении трудовых мигрантов.
Так, обострение ситуации в сфере занятости
и безработицы, нестабильность в
экономике в целом и, как следствие, социальная напряженность в обществе, стали
основными мотивами к внешней трудовой и безвозвратной миграции. Отсюда, можно
сделать вывод, что трудовые миграционные процессы служат отражением объективной
ситуации, складывающейся на рынке труда, и организация отслеживания информации
о внешней трудовой миграции позволит не только иметь представление о состоянии
рынка труда, но и может использоваться в качестве основы для выработки
согласованной миграционной политики. Более того, отсутствие реальной информации
о миграционных процессах создает простор для принятия волюнтаристских решений
как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Решение этих задач невозможно без
самого активного участия общественных организаций, способных влиять на
изменение государственной политики в отношении мигрантов, добиваться, чтобы
миграционные службы перестали защищать государство от мигрантов, а защищали бы
права и интересы мигрантов. Эти организации должны стать посредниками между мигрантами
и государственными структурами, для того, чтобы помочь мигрантам защищать себя,
– не выступать просителями в кабинетах всесильных чиновников, а требовать
соблюдения своих прав, определенных законом.
Следует отметить, что на современном этапе Россия, в большей степени, является импортером рабочей силы. Данное обстоятельство требует усиления контроля со стороны государства за использованием иностранной рабочей силы в целях защиты национального рынка труда. Главным принципом миграционной политики должен стать приоритет государственных интересов в ходе ее реализации и при разработке миграционного законодательства.
Проведение дальнейших реформ в социальной сфере с целью достижения значительных позитивных результатов в области повышения занятости населения, сокращения безработицы, существенного улучшения уровня и качества жизни населения России и особенно населения Республики Дагестан, характеризующегося предельно низкими показателями уровня жизни, доходов и занятости, высоким уровнем безработицы, не будет эффективным и полноценным без осуществления продуманной миграционной политики, в отношении лиц, въезжающих на территорию Российской Федерации и выезжающих за ее пределы, в качестве трудовых мигрантов.
Поэтому основными целями миграционной политики на нынешнем этапе являются:
1. В отношении иностранных граждан, въезжающих в Россию:
– совершенствование нормативно-правовой базы иммиграции в Российскую Федерацию;
– совершенствование системы регулирования притока граждан из других государств, разработка более жестких механизмов наложения штрафных санкций за нарушение миграционного законодательства, в том числе в области внешней трудовой миграции, с последующим использованием полученных средств на организацию работы с незаконными мигрантами и их депортацию.
– совершенствование системы выделения квот на въезд и трудоустройство в Российской Федерации гражданам из стран дальнего и ближнего зарубежья;
– ужесточение контроля за иммиграцией иностранных граждан в России, в том числе путем создания специального подразделения по выявлению незаконных иммигрантов (например, иммиграционной инспекции);
– усиление требований к условиям привлечения и использования иностранной рабочей силы в регионах с высоким уровнем безработицы.
2. Основными направлениями миграционной политики и механизмов ее реализации в отношении российских граждан, вынужденно покидающих страны нового зарубежья и возвращающихся на свою историческую родину, следует считать:
– создание условий для приема и размещения экономически активной части мигрантов, стимулирующих их участие в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению;
– оказание государственной поддержки обустройства социально слабо защищенных вынужденных переселенцев с учетом специфики различных категорий мигрантов;
– разработка экономических механизмов регулирования процессов миграции, введение мер дифференцированной поддержки территорий и стимулирование притока мигрантов на определенные территории с учетом интересов государства, региона и населения.
– для разъяснения государственной миграционной политики, изучения миграционного потенциала, регулирования сроков и условий въезда и выезда является необходимым развитие системы представительств ФМС России за рубежом;
3. Для граждан России, выезжающих за рубеж в качестве трудящихся-мигрантов:
– предоставление права на получение бесплатной информации об условиях работы и жизни в предполагаемой стране трудоустройства, а также о возможностях такого трудоустройства;
– возложение ответственности за информационное обеспечение трудовой миграции на Министерство по труду и социальному развитию и ФМС РФ и их региональные отделения;
– закрепление на уровне российского законодательства, с учетом международных норм, максимально благоприятных социальных гарантий, предоставляемых трудящимся-мигрантам;
– разработка законопроекта о социальной защите трудящихся-мигрантов, предусматривающего, помимо перечисления прав трудящихся-мигрантов, меру ответственности государственных и негосударственных организаций за их нарушения;
– закрепление в законодательстве РФ прав на сохранение
социального обеспечения трудящимся-мигрантам при их возвращении на родину (учет
трудового стажа, пособии по инвалидности, безработице и т.п.);
– создание условий, стимулирующих перевод в Россию валютных
средств трудящихся-мигрантов, обеспечение сохранности этих средств и возможности беспрепятственного их получения в
любой валюте.
Регулирование внешней трудовой миграции, путем осуществления контроля за целесообразностью привлечения и использования иностранной рабочей силы, направленное на защиту отечественного рынка труда, обеспечение приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, а также организация и управление работой по совершенствованию и развитию форм и методов государственного содействия в трудоустройстве российских граждан за границей, является одним из самых перспективных направлений в сфере повышения занятости и снижения безработицы как в Республике Дагестан, так и в Российской Федерации в целом.
1. Собрание законодательства РФ, «О занятости населения в Российской Федерации», 20.04.1996, №36-ФЗ, ст.18. 2. Собрание законодательства РФ: «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации», 18.07.1998, №110-ФЗ; «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации», 27.12.2002. 3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации», 14.06.2002, №424.