главная/ условия/ контакты/ статьи/
Присылайте Ваши статьи и мы опубликуем их
Москва. №3, 2004./ ISSN – 1811 – 5721
Сборник статей аспирантов, соискателей, докторантов и научных работников
Региональный вестник молодых ученых
Экономика
зав. каф. «Экономика и
управление» ДГИНХ, к.э.н.
В российской экономической практике методика анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках начала складываться после принятия в 1991 году Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Управление федеральной антимонопольной службы России разработало и утвердило «Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках». Данный порядок введен в целях единого подхода к анализу и оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках в рамках реализации антимонопольного закона.
Для объективной оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках проводится расчетно-аналитическая работа по определению: продуктовых границ рынка (идентификация товара, определяющего данный рынок, его потребительских свойств, товаров – заменителей и возможность формирования товарных групп, рынки которых расцениваются как один товарный рынок); субъектов товарного рынка (качества и состава продавцов и покупателей); географических границ товарного рынка (территория, на которой покупатели имеют экономическую возможность приобрести товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории); объем товарного ресурса (общий объем реализации(поставки) товара в географических границах рынка выделенной группе покупателей в стоимостных и натуральных показателях).
Двухуровневая оценочная шкала, по нашему мнению, дает более объективные показатели. Однако, следует отметить, что указанная единая методика оценки конкурентной среды не учитывает региональных и отраслевых особенностей конкретных товарных рынков. Особенно это касается республики Дагестан, в которой имеется значительное количество предприятий, не зарегистрированных, либо не сдающих отчетные данные или ведущие наличные расчеты с потребителями продукции.
Нами проведен анализ товарных рынков РД за последние три года (2000-2002), учитывались результаты работы всех крупных и средних хозяйствующих субъектов. Полученные результаты показали, что с небольшой долей погрешности, по подавляющему большинству товарных рынков выявлена объективная ситуация, характеризующая положение хозяйствующих субъектов на товарных рынках. В процессе анализа были поставлены и решены следующие задачи: проведена идентификация товара, определяющего данный рынок; определены товарные границы рынка; определены географические границы рынка; выявлены составы покупателей и продавцов на рынке; дана оценка уровня спроса и предложения; определены доли отдельных продавцов и покупателей на рынке; дана характеристика степени концентрации рынка и величины монопольной силы отдельных его участников; выявлен характер конкуренции на рынке.
Географические границы рынка определяют территорию, на которой покупатели могут приобрести товар из рассматриваемой товарной группы. Они определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможность участия потребителей в приобретении товара на рассматриваемом рынке. Принимая во внимание географическое положение и территорию РД, наличие федеральной трассы Ростов-Баку, для большинства товарных групп нет препятствий для проникновения к покупателям практически в любую точку региона.
Полученные данные позволили оценить состояние товарных рынков и выявить особенности товарных рынков региона, которые приведены ниже. В связи с большим объемом расчетных работ по определению количественных показателей товарных рынков региона в данном исследовании приводится лишь несколько примеров расчетов коэффициента рыночной концентрации (CR) и индекса рыночной концентрации (HHJ) на рынках пищевой промышленности за 2000-2002 годы (см. приложение 1).
Характерной чертой промышленного комплекса РД является его интегрированность в народнохозяйственный комплекс бывшего СССР. Крупнейшие промышленные предприятия региона такие как завод им. Гаджиева, «Авиаагрегат» развивались в соответствии с отраслевыми планами своих министерств, одним из главных параметров которых были концентрация и специализация производства. Таким образом сформировалась так называемая «квазиестественная» монополия этих предприятий как продавцов отдельных видов промышленной продукции на общероссийском рынке. Доля реализации продукции этих предприятий на местных рынках ничтожна. Поэтому в процессе исследования основное внимание было уделено предприятиям, производящим продукцию и оказывающие услуги, реализуемые прежде всего на территории Дагестана. К таким видам продукции относятся топливные ресурсы, продукция легкой и пищевой промышленности, строительные материалы, продовольственные товары и товары народного потребления, жилищно-коммунальные услуги.
Большинство из этих рынков с высокой степенью концентрации производства: доля 3-5, действующих на них основных участников, достигает 100%.
Ситуация на рынках продовольственных товаров заметно отличается от положения на рынках промышленной продукции. По большинству товаров наблюдается довольно высокий уровень конкурентности рынков. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что в значительной степени такое положение обусловлено высоким уровнем ввоза на территорию Дагестана продуктов питания, произведенных в других странах или регионах России. Особенно наглядно действие данного фактора проявляется при сравнении показателей рынков потребления отдельных продовольственных товаров с показателями производства этих товаров в Дагестане.
Проведенный анализ свидетельствует о достаточно высоком уровне концентрации производства отдельных продовольственных товаров в республике. Следует иметь в виду, что по производству таких продуктов как макароны, маргарин, дрожжи, конкуренция отсутствует вообще, так как в регионе имеется лишь один производитель и значение индекса Герфиндаля- Гиршмана по этим товарным группам достигает своего максимума – 10000.
Однако, анализ объемов реализации продуктов питания отражает совершенно иную ситуацию – низкую и умеренную степень концентрации рынков и отсутствие монополий. Показатели товарных рынков продовольственных товаров свидетельствует, что несмотря на довольно высокий уровень концентрации рынка производства продуктов питания в Дагестане (значение индекса HHJ изменяется от 2900 до 10000), товарные рынки по реализации этих продуктов (за исключением яйцепродуктов) являются немонополизированными и открыты для конкуренции.
Особо следует обратить внимание на ситуацию на рынке алкогольной продукции (вино, коньяк, пиво). В сфере производства этих товаров монополистами являются Махачкалинский винзавод, Кизлярский коньячный завод, Дербенсткий коньячный комбинат – производство вина и коньяка, Дербентский завод игристых вин – шампанское, Дербентский пивзавод – пиво. Удельный вес данных предприятий в производстве указанной продукции составляет более 95%. Однако, объемы реализации продукции этих хозяйствующих субъектов на товарных рынках региона довольно незначительны (за исключением коньяка), так как предприятиям приходится конкурировать с дешевыми импортными товарами, а также с алкогольными напитками, ввозимыми в Дагестан из других регионов России. Отсутствие статистических данных о действительных количествах ввезенного и проданного на местных рынках алкоголя не позволяет рассчитать долю каждого их хозяйствующих субъектов на этом рынке. Тем не менее проведенные экспертные оценки позволяют сделать вывод о низкой степени концентрации и высокой конкурентности на рынке реализации алкогольной продукции.
На товарном рынке молочной продукции, реализуемой в регионе действует 26 поставщиков, рыночные доли которых в общем объеме поставки с учетом ввозимой и вывозимой продукции у наиболее крупных поставщиков не более 35% (Кизлярагрокомплекс – 28,9; Махачкалинский гормолзавод – 21%; Избербашский гормолзавод – 5,2%; Дербентский молкомбинат – 5,8% ОАО). Коэффициент рыночной концентрации этих хозяйствующих субъектов составляет 50,9, индекс Герфиндаля-Гиршмана – 1336 единицы, что свидетельствует о неконцентрированности рынка молочных продуктов. По маслу животному коэффициент концентрации (CR1) составляет 19%, индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHJ) 127 единиц, по сырам (включая плавленые) показатель CR1 составляет 30,8%, HHJ – 339 единиц.
Вышеперечисленные показатели характеризуют рынки региона по цельномолочной продукции как рынки 2-3 типа, т.е умеренно концентрированные и неконцентрированные.
Коэффициент концентрации рынка яиц куриных составляет (CR-4) – 96%, а индекс концентрации (HHJ) – 2304. Наибольшая доля на этом рынке принадлежит Махачкалинской птицефабрике – 47,6%; Буйнакская птицефабрика – 16,9% и ДП «Птицефабрика Ярык-Су» – 31,5%. Рынок умеренно высококонцентрированный.
На рынке минеральной воды работает 4 хозяйствующих субъекта. Коэффициент рыночной концентрации составил – 98,2%; доли, занимаемые ими на рынке составили: ГУП «Денеб» - 36,8%, Касумкетнский завод минеральных вод – 27,4%; АО Сарматская – 16,2% и ООО «АРС» - 17,8%. Индекс рыночной концентрации (HHJ) составил 2410 единицы. Указанные показатели свидетельствуют о наличии на рынке минеральной воды высококонцентрированной олигополии.
На рынке безалкогольных напитков монопольное положение занимает ГУП «Денеб», который выпускает значительный ассортимент продукции, которая успешно конкурирует с такими признанными торговыми марками как Пепси и Кока-кола. Коэффициент концентрации составил – 91%, а индекс концентрации – 8281. Тем не менее здесь представлена монополия, которая образовалась вследствие лучшего качества продукции, ввода нового оборудования и других капитальных затрат, при этом предприятие не пользуется своим монопольным положением и не увеличивает цены на продукцию.
Рынок хлебобулочных изделий по г. Махачкала характеризуется наличием на нем более 50 хозяйствующих субъектов (с учетом малого бизнеса). Наиболее крупными из них являются: ОАО Булочно-кондитерский комбинат, имеет долю 41,6%; ОАО «Махачкалинский хлебозавод №1» - 23,4% и ОАО «Махачкалинский хлебозавод №2» - 26,8%, ОАО Махачкалинский комбинат хлебопродуктов – 7,3%. Оптовый рынок по хлебу и хлебобулочным изделиям характеризуется как высококонцентрированный с развивающейся конкуренцией. Показатели рыночной концентрации составляют: коэффициент концентрации (CR -3) – 91,8%, индекс концентрации HHJ – 2809 единиц.
Рынок мороженного – умеренно концентрированный. На нем присутствует 14 продавцов. В производстве монопольное положение занимает ОАО Дагестанский хладокомбинат, который имеет долю более 65%. Однако в сфере реализации мороженного это предприятие занимает удельный вес –46,7%, поскольку очень много ввезенного товара из других регионов. Коэффициент концентрации на данном рынке составил CR – 3 – 59,7%; индекс концентрации на данном рынке составил HHJ – 1965 единиц.
По материалам исследования рынка продовольственных товаров можно сделать вывод о том, что рынки по производству отдельных видов товаров еще имеют тенденцию к закрытости, однако динамика развития конкуренции за последние три года показывает, что ранее традиционно лидирующие хозяйствующие субъекты теряют свою рыночную силу .
На розничном рынке продовольственных товаров (рынок реализации) региона активно складываются условия развитой конкуренции. Рынки в условиях сегодняшнего дня являются открытыми, как для региональной, так и международной торговли. И если не будут вводиться административные и экономические барьеры входа на рынок, дополнительных рычагов демонополизации этого рынка не потребуется.
Рынок продукции рыбодобычи и рыбопереработки является одним из основных в регионе. Предприятия данной отрасли обеспечивают большое число рабочих мест. В 2002 году рыбной отраслью произведено 3,7 тысяч тонн пищевой рыбной продукции, включая рыбные консервы или 53,3 % к уровню 2001 года. Рынок вылова рыбы является высококонцентрированным. Значение индекса концентрации достигает на нем 7768 единиц. Основная часть общей добычи рыбы приходится на долю совхозов Тарумовского и Кизлярского районов, таких как «Путь рыбака», Широкольский рыбокомбинат, колхоз им. Кирова. Крупнейшим предприятием по разведению рыбы является «Запкаспрыбвод». В Дагестане ежегодно выдаются тысячи лицензий на отлов рыбы, но учитываемый статистический улов рыбы за последние годы снизился в 5 раз. Доля совхоза им. Кирова в отлове рыбы составляет 67,8%. Из числа остальных хозяйствующих субъектов можно выделить «Дагрыбхоз» (23,4%) и рыбосовхозы Кизлярского района. Производство пищевой продукции также характеризуется высокой степенью концентрации (HHJ – 2980 единиц). Монопольное положение занимает также ОАО РКК «Порт-Петровск» (74,9%). Все остальные хозяйствующие субъекты не могут рассматриваться в качестве конкурентов, так как занимаемые ими доли на порядок ниже: Махачкалинский коптильно-маринадный комбинат - 10,7% и т.д.
В числе мер по повышению конкурентоспособности товаров местных производителей необходимо отметить следующие: переоснастка производство и снижение его издержек; разработка и создание новых видов продукции, в том числе и с более длительными сроками годности. Предприятия , руководители которых это понимают, активно ведут работу по выработке инвестиционной стратегии предприятия, другие же, надеясь на финансовую поддержку государства, упускают время и ведут свои предприятия к банкротству.
Тем не менее, несмотря на продолжающиеся экономические трудности, на отдельных товарных рынках (большинство потребительских товаров, бытовых, медицинских, услуг связи, автомобильных перевозок), в том числе благодаря импорту, формируется конкуренция и возможность реализовать основное право потребителя – право на выбор.
В легкой промышленности региона сложилась крайне острая экономическая ситуация, которая не позволяет предприятиям этой отрасли самостоятельно осуществить производство и сбыт товаров. Здесь необходим комплекс мероприятий, в том числе с существенной государственной помощью, для стабилизации положения в отрасли и структурной перестройки легкой промышленности. И увеличение государственного заказа по пошиву спецоджды:
– это не единственный и не самый лучший
выход. Все эти меры должны решить две кардинальные задачи:
- добиться выпуска конкурентоспособной продукции, не уступающей российским и мировым стандартам;
- провести реструктуризацию предприятий от крупных к более мелким и средним, способным быстро реагировать на рыночную конъюнктуру, гибко менять ассортимент, применять современную технологию.
Решение этих задач позволит развить в отрасли полноценную конкуренцию. Данные проведенного анализа можно сгруппировать в виде следующей таблицы . Из анализа товарных рынков региона следует общий вывод о том, что подавляющее их число являются высококонцентрированными рынками с неразвитой конкуренцией (за исключением отдельных рынков: потребительских товаров, медицинских и строительных услуг, автомобильных перевозок). На данных рынках действует незначительное число крупных хозяйствующих субъектов (2 - 3), обладающих высокой рыночной силой (см. таблицу). Ответственность за развитие конкуренции на региональных товарных рынках лежит, в первую очередь, на органах исполнительной власти субъекта РФ и местных органах самоуправления.
Наименование товара |
Значение коэффициента концентрации (%) |
Геогр. Границы тов. рынка |
Наим-е ХС, зан-х доминир-ее положение на данном рынке (по дан. ГАС) |
||
CR-1 |
CR-3 |
CR-4 |
|||
Алкого-льная |
61,2 |
100 |
- |
РД |
ДИВ, ДГУП, ККЗ, Дер.
Пивзавод |
Молочная |
28,9 |
49,9 |
- |
РД |
ОАО «Махачкалинский
гормолзавод» |
Маргарин |
7 |
28,5 |
36,7 |
- |
- |
Масло животное |
19 |
- |
- |
РД |
ОАО «Кизлярагрокомплекс» |
Произво-дство сыра |
30,8 |
45,2 |
- |
РД |
- |
Дрожжи хлебопекарные |
91,3 |
97,5 |
- |
РД |
Дагестан-ский дрожжевой
завод |
Яйца куриные |
47,6 |
79,1 |
96 |
- |
Буйнакская и
Махачкалинская птицефабрики |
Минеральная вода |
36,8 |
82 |
98,2 |
РД |
Касумк-й завод минеральных
вод |
Безалкогольные напитки |
91% |
100% |
- |
г. Мах-ла |
ГУП «Денеб» |
Хлебобулочные изделия |
41,6 |
91,8 |
99,1 |
РД |
ОАО «БКК» |
Мороженое |
46,7 |
59,7 |
- |
г. Мах-ла |
ОАО «Дагхладокомбинат» |
Производство рыбных консервов |
34,2 |
78,8 |
- |
РД |
ОАО «Рыбоконсерв.
Комбинат», ОАО РКК «Порт-Петровск» |
Для решения этих задач целесообразно максимально использовать налоговые и кредитные рычаги воздействия, стимулирующие инвестиции в экономику региона; осуществить прямое государственное субсидирование инвестиций на долевой основе с частным сектором; а также осуществить в первоочередном порядке мероприятия по демонополизации и формированию конкурентной среды на товарных рынках