главная/ условия/ контакты/ статьи/
Присылайте Ваши статьи и мы опубликуем их
Москва. №3, 2004./ ISSN – 1811 – 5721
Сборник статей аспирантов, соискателей, докторантов и научных работников
Региональный вестник молодых ученых
Хакасский
государственный унивесритет, Республика Хакасия, г. Абакан. E-mail: artyshkin@yandex.ru
Ерахтина С.В. –
Хакасский государственный
унивесритет, Республика Хакасия, г. Абакан.
Современное общество с переходом в третье тысячелетие вступило в фазу активного информационного развития. Широкомасштабность и глобальность реализуемых процессов информатизации всех видов человеческой деятельности призвана обеспечить каждому индивиду доступ ко всему богатству информационных ресурсов общества. Создаваемый в процессе информатизации информационно-технический потенциал общества определяется не только уровнем развития современных информационных и коммуникационных технологий (ИиКТ). Многое зависит и от уровня информационной культуры как всего социума, так и отдельно взятой личности. Ключевым условием успеха и социальной эффективности информатизации является человеческий фактор.
Как показывает отечественный опыт, оснащение современной техникой может и не приводить к реально ощутимым положительным результатам. Возможность хранения в памяти компьютеров информационных ресурсов еще не означает, что они будут найдены и использованы. Значительный потенциал информационных ресурсов общества остается невостребованным из-за низкой информационной культуры, неумения правильно выразить свою информационную потребность, оперативно найти, проанализировать и извлечь необходимую информацию, представить ее рациональным способом. Понимание того, что уровень информационной культуры для современного человека является неотъемлемым условием его успешной социальной адаптации и результативной профессиональной деятельности, становится постепенно прописной истиной.
Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений. Во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и др. Во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы. В-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь компьютерных поисковых систем. В-четвертых, рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации. В-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.
Сегодня информационная культура выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой становится невозможно жить, плодотворно трудиться, общаться с окружающими в информационном обществе. В этом контексте формирование информационной культуры личности (ИКЛ) выступает как часть общей проблемы формирования человека культуры – свободной духовной личности, ориентированной на ценности мировой и национальной культуры, творческую самореализацию в мире культурных ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся современной социокультурной среде.
По мнению ученых, ИКЛ формируется на протяжении всей жизни человека, причем, как правило, данный процесс имеет стихийный характер и находится в зависимости от степени включенности информационной составляющей в профессиональную деятельность и от способности личности к рефлексии информационного поведения. Между тем, возможно, говорить о целенаправленном формировании базового уровня ИКЛ в системе непрерывного образования, в том числе и вузовского. В этом случае предполагается овладение определенным багажом знаний, умений и навыков студентом, необходимых для его профессиональной и учебно-образовательной деятельности.
В настоящее время существуют различные точки зрения на процесс формирования ИКЛ обучающихся. Изучению особенностей формирования ИКЛ на определенных возрастных этапах посвящены работы Айгиной Т.Е., Глуховой Л.У., Куликова Ю.П., Овчинниковой И.Г., Харчевниковой Е.Л. и др. Вопросы формирования ИКЛ обучающихся в контексте обучения предметам естественно-научной образовательной области рассматриваются в работах Зелинской Т.Я., Ластовка Е.А., Ревенко А.Н. Харитонова А.Ю. и др. В исследованиях Зеленовой Л.Н., Атаян А.М., Овчинниковой К.Р., Ходяковой Н.В. и Мизиновой Л.В. рассматривается проблема формирования ИКЛ непрерывно через изучение многих дисциплин и в течение всего срока обучения.
Анализ данных исследований показал, что процесс формирования ИКЛ обучающихся рассматривается в отрыве от мировоззренческих, мотивационных и культурологических аспектов. Современное развитие, общества требует, чтобы эти аспекты при создании методических систем и педагогических технологий учитывались в комплексе. Кроме того, анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время в педагогической практике отсутствует целостный инструментальный комплекс формирования ИКЛ обучающихся. Исходя из этого, нами разработан комплексный подход к ее формированию, который представляет собой совокупность взаимосвязанных инструментов (методов, способов, приемов и средств), обеспечивающих решение определенных дидактических задач, и учитывающих все внешние и внутренние организационно-педагогические факторы. В основу разработки инструментария положены современные достижения в педагогике, психологии, эргономике, культурологии, информатике и других областях знаний. Инструментарий состоит из учебного курса, педагогической технологии его реализации, компьютерной поддержки и научно-методического сопровождения.
Учебный курс «Основы информационной культуры» состоит из специально подобранных разделов и тем учебного материала, который представлен в виде модулей с соответствующими блоками. Содержание и модульно-блочная структура учебного курса обусловлены набором компонентов и логикой формирования ИКЛ обучающихся в вузе.
При разработке содержательного компонента технологии применены следующие принципы: наличие развивающего потенциала; соответствия содержания учебного материала уровню современной науки и производства; учета единства содержания и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания обучения с учетом личностного развития обучающегося.
Педагогическая технология формирования ИКЛ обучающихся создана на основе системы принципов: системности, модульности, адаптивности, гуманизации, эффективного сочетания групповых и индивидуальных форм организации обучения, потенциальной избыточности учебной информации, коммуникативности, самостоятельности, самоконтроля и эволюционности.
Методика реализации технологии обусловлена двусторонним характером образовательного процесса. Эмоционально-интеллектуальное взаимодействие субъектов этого процесса направлено на достижение всего комплекса целей и задач технологии – от общих воспитательно-образовательных до детализированного освоения конкретных модульно-блочных единиц. Преподаватель знакомит обучающихся с общими целями обучения, учебно-методическими материалами и проводит стартовую диагностику уровня ИКЛ. Далее преподаватель ориентирует все учебные процедуры на гарантированное достижение учебных целей и идею полного усвоения учебного материала. Общие цели конкретизируются на каждом этапе обучения и формируются в терминах, позволяющих оценить и измерить уровень их достижения в трех уровнях: низком, среднем и высоком.
Степень достижения этих целей измеряется критериями уровня сформированности ИКЛ. Мы предлагаем следующую систему критериев оценки сформированности ИКЛ: 1) коммуникативные умения в системе «человек – компьютер»; 2) умение определять полезность информации при ее поиске; 3) владение терминологическим аппаратом в области ИиКТ; 4) сформированность умений и навыков работы с информацией; 5) умение работать со средствами информатизации; 6) сформированность умения соблюдать нормы поведения в информационной среде; 7) сформированность рефлексии по деятельности в информационной среде.
В структуру разработанной технологии включены мотивационный, содержательный, операциональный, коррекционный и прогностический компоненты.
Мотивационный компонент
объединяет методы стимулирования и мотивации, а также приемы занимательных,
игровых и дискуссионных педагогических ситуаций в обучении.
Содержательный компонент педагогической технологии включает: рабочую программу, курс лекций, справочный материал, глоссарий, список основной и дополнительной литературы, темы рефератов, перечень практических и лабораторных работ, развернутые планы семинаров и др.
В операциональном компоненте объединены методы, средства, организационные формы обучения, модели эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и обучающегося. В число используемых в технологии формирования ИКЛ методов входят: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый; исследовательский методы, а также метод проблемного изложения и метод проектов. Стандартные средства обучения дополнены специально разработанным учебным пособием, методическими указаниями по выполнению самостоятельной работы обучающихся. Кроме того, в него входит педагогический мониторинг, на основе которого создается база данных результативности учебно-познавательной деятельности обучающихся. Анализ информации, находящейся в базе данных, позволяет педагогу вносить изменения в структурные компоненты технологии и прогнозировать их развитие.
Коррекционный компонент педагогической технологии обеспечивает постоянный контроль результатов учебной деятельности обучающихся и ее коррекцию с учетом допущенных ошибок при выполнении различного вида заданий, связанных с формированием ИКЛ обучающихся. Он построен на основе самостоятельного самоанализа и самооценки учебной деятельности обучающихся.
Прогностический компонент осуществляет получение преподавателем опережающей информации об адаптации педагогической технологии формирования ИКЛ на основе педагогического контроля и мониторинга.
Компьютерная поддержка к
учебному курсу выполнена в виде целостного компьютеризированного курса (ЦКК),
созданного на основе принципов целеустремленности, организованности,
полифункциональности, динамичности, целостности, эволюционности, открытости,
приспособляемости, воспроизводимости, технологичности и самодоста-точности.
ЦКК состоит из двух частей: содержательной и управляющей. В содержательную часть включены информационный, исполнительный и организационный блоки, а в управляющую – методический, контролирующий и коррекционный блоки.
Информационный блок включает в себя: а) рабочую программу; б) теоретический материал, структурированный по модулям, в) глоссарий, г) список литературы (основной, дополнительный), д) список рефератов и творческих работ по данной области знания. Исполнительный блок включает: а) планы лабораторных занятий и семинаров; б) комплексные и ситуационные задачи; в) задания для индивидуальных работ (рефератов) и коллективных проектов. В организационный блок входят: а) общие сведения об изучаемом курсе; б) набор анкет для первоначального знакомства с обучающимся; в) сроки изучения данного курса; г) график прохождения тем и разделов по данной учебной дисциплине; д) формы и время отчетности; е) график проведения практических (семинарских) занятий; ж) график и виды текущих консультаций; з) график и виды итоговой аттестации. Методический блок включает методические рекомендации пользователям: а) по работе с ЦКК, том числе и через Интернет; б) по оформлению и защите рефератов и коллективных проектов; в) по проведению лабораторных работ. Контролирующий блок включает в себя контролирующие, организационные и рефлексивные тесты. В обобщающий блок входят результаты педагогического мониторинга уровня усвоения учебного материала обучающимися. Компьютерная поддержка выполнена с помощью специального средства Microsoft HTML Help Workshop и имеет форму так называемого скомпилированного HTML-файла. Для работы с ней используется браузер Microsoft Internet Explorer.
Научно-методическое сопровождение педагогического инструмен-тария формирования ИКЛ обучающихся содержит методические рекомендации педагогу по управлению процессом обучения и инструкции обучающегося по использованию учебного курса, педагогической технологии и компьютерной поддержки, а также перечень и содержание организационных мероприятий по подготовке участников образовательного процесса к обучению.
Таким образом, разработанный на
основе комплексного подхода и экспериментально проверенный в реальных условиях
педагогический инструментарий формирования ИКЛ обучающихся позволяет
формировать устойчивые навыки и умения работать со средствами информатизации,
эффективно осуществлять поиск (сбор и отбор) информации и оценивать ее
полезность.