главная/ условия/ контакты/ статьи/

 

 

Присылайте Ваши статьи и мы опубликуем их

 

Москва. №3, 2004./ ISSN – 1811 –  5721

Сборник статей аспирантов, соискателей, докторантов и научных работников

Региональный вестник молодых ученых

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Кириллова Ольга Викторовна

студентка Амурского государственного университета,

Молодежный научно-исследовательский центр. 

E-mail: wonder_bird@mail.ru

 

Отношение индивида к искусству в повседневной жизни

 

Из всего того, что окружает человека, и с чем он вступает во взаимодействие, нам хотелось бы выделить предметы материального мира (вещи). Мы недаром упомянули о взаимодействии, так как и человек, и окружающие предметы испытывают взаимное влияние. Рассмотрим влияние человека на обстановку. Каждый из нас формирует свое окружение сам, основываясь на знаниях, опыте, чувственном восприятии и, конечно же, настроении. В то же время, мы не можем назвать наши действия полностью самостоятельными, так как на нас оказывают воздействие площадь помещения, интересы и вкусы окружающих нас лиц, достаток и другие факторы. Но все же, как бы общественное мнение нас не ограничивало, мы можем проявить свою индивидуальность и вложить «частичку души» в интерьер нашего жилища. Недаром говорят, что по внутреннему убранству жилища можно многое узнать о его хозяине, так как оно несет на себе отпечаток его индивидуальности. В то же  время человек постоянно испытывает на себе воздействие обстановки. Многие согласятся, что интерьер помещения способен успокоить человека или, наоборот, подтолкнуть его к решительному шагу, активному действию.

Таким образом, мы находимся в постоянном взаимодействии с окружающими нас предметами. И если мы хотим, чтобы эти взаимоотношения были нам не во вред, есть необходимость относиться ко всему окружающему с большой чуткостью, например, окружать себя только приятными вещами. При этом «приятное» и «красивое» находятся в непосредственной связи, так как приятным мы называем все то, что доставляет нам удовольствие, позволяет  переживать положительные эмоции, а красивое как раз, и выступает в роли «поставщика удовольствия». Таким образом, если мы хотим жить в гармонии с окружающей нас обстановкой, мы должны «пронести каждый предмет через свою душу». В подтверждение этому приведем слова Н. Рериха: «Молчаливо спрашивайте дух ваш, внося каждый предмет в дом ваш» [1; С. 91].

Однако красивая атмосфера формируется не только из предметов материального мира, но и из эмоций, которые вызывают эти или другие предметы или другие эмоции. Таким образом, если мы хотим всегда иметь прекрасное настроение, то нам просто необходимо кругом видеть что-нибудь прекрасное, вызывающее в нас массу приятных впечатлений.

Н. Рерих замечает: «Лучшие люди должны вносить красоту и мудрость в свою повседневную жизнь» [1]. Лучшим людям это необходимо, чтобы продолжать оставаться лучшими, то есть отличаться в положительном смысле действиями, эмоциями, восприятием окружающего мира. Но особенность современного общества заключается в том, что каждый считает себя лучшим, поэтому всем нужно окружать себя красотой и мудростью. Под мудростью мы понимаем способность человека рационально или иррационально оценивать все окружающее таким образом, чтобы сделать правильные выводы и найти дальнейшие пути развития. Н. Рерих не случайно упомянул про повседневную жизнь, так как чаще всего многие люди красивыми вещами окружают себя по какому-либо особому случаю, а в обычной жизни предпочитают что-нибудь скромное, неброское, хотя подобные характеристики не подтверждают, что вещь не красива. Она может доставлять много эстетического и даже практического удовольствия вне зависимости от того, как окружающие отнесутся к ней,  ведь важно ваше собственное ее восприятие.

Очень часто красоту обстановки помогают создать произведения искусства, при этом отметим, что они могут восприниматься неоднозначно. Одна и та же картина может быть «лучом света»  для одного и «дорогой вне куда» для другого человека. Все объясняется индивидуальностью каждого из нас. «Произведение искусства будет прекрасно тогда, когда художник передал в произведении своем все то, что хотел передать,» – упоминает  Н.Г. Чернышевский [2; С.10].

 Так какого же отношение современного человека к искусству. В первой четверти XX века Н. Рерих пишет: «Лишь около десятой части населения вносит искусство в свою  жизнь и что-то знает об искусстве. Двадцать процентов только говорит об искусстве и не применяет его. А семьдесят процентов вообще не знает, или, лучше, не помнит уже, что такое искусство» [1; С. 92]. На наш взгляд подобное мнение актуально и сегодня. Мы это объясняем тем, что культурные потребности все-таки являются производными от естественных.  Человек может только тогда относится к искусству с должным уважением, когда он сыт, обут, одет, имеет крышу над головой, постоянный заработок и пути для личного и профессионального роста. Но так как в России качество жизни большинства людей ниже среднего уровня, то о каком должном внимании к искусству может идти речь. Однако есть определенная прослойка людей, в жизни которых искусство занимает почетное место. Они с должным уважением относятся к произведениям искусства и их создателям. Об этом мы можем догадаться по той обстановке, которая их окружает. По их  мнению «искусство должно цвести, и музыка духовного призыва должна звучать вне состояния биржи и вне заседаний Лиги Наций» [1; С. 92]. Следовательно, искусство может быть средством духовного развитие социума, формирования как индивидуальной, так и общественной культуры.

Стоит определиться, что же мы понимаем под культурой.  Н. Рерих в рассказе «Культура – почитание света» (1921г.) сравнивает культуру с различными объектами. Наиболее интересным для нас является следующее ее определение: «Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений»[1; С. 86].

Однако по некоторым вопросам мы с этим автором готовы поспорить. Например, мы не согласны с его мнением о том, что люди, интересующиеся борьбой и т. п. менее культурны, нежели те, кто предпочитает получать удовольствие от созерцания произведений искусства. По нашему мнению здесь ключевым словом выступает «удовольствие». Для нас важен любой предмет в том случае, если он делает  нашу жизнь лучше, интереснее. И этим предметом может быть все, что угодно. Мы считаем, что человек может черпать положительную энергию из любого вида занятий, будь то, как посещение музея, так и корриды. Давайте задумаемся, почему спортивные игры, бой быков, даже просто уличные драки вызывают массовый интерес, а культурные мероприятия, как правило, можно отнести к элитарной культуре. Может дело  не в людях, а дело в самом искусстве. Если бы искусство доставляло такое же удовольствие как, например, просмотр футбольного матча, то наверняка оно имело бы больше поклонников. Н. Рерих говорит о том, что настоящее искусство порой подменяется пошлостью, но кто может сказать, что является этим самым настоящим искусством. Кто может являться бесспорным авторитетом в разграничении пошлости и искусства? Если мы говорим, что каждый человек индивидуален, то, как мы можем отобрать те предметы, которые являются «настоящим искусством» для всех? Мы согласны с мнением Н. Рериха о том, что любому человеку стоило бы окружать себя красотой. Но мы настаиваем, что он должен сам выбрать, что является для него красотой. Для одного человека будет «настоящим искусством» репродукция картины Шишкина, а подлинник Пикассо покажется бездарностью, для другого же самым «настоящим искусством» будет рисунок его сынишки.     

Итак, подводя итог всему вышесказанному, выделим следующее. Человек способен создать вокруг себя такую атмосферу, в которой он себя будет чувствовать комфортно. Этого он может достичь, в том числе и благодаря окружению себя приятными предметами, среди которых могут быть произведения искусства. Последними выступают как признанные шедевры, так и малоизвестные произведения. Для того чтобы предмет был причислен к искусству, важны и его индивидуальные признаки, и то какие чувства он вызывает у зрителя, и то насколько автору удалось передать свой замысел, и  интересен ли он публике. «Таинственная прелесть искусства – его убедительность, кроется в путях его возникновения»[1. С.89]. Для того чтобы интерес к  искусству не угасал, необходимо развивать как общество, так и само искусство. Что касается развития социума, то нужно создать достойные условия для его жизни, и только тогда интерес к духовной сфере может быть массовым. Если же говорить о развитии искусства, то оно должно быть на таком уровне, чтобы к нему хотелось обращаться, чтобы оно привлекало к себе своей особой энергетикой. Мы не говорим, что все современное искусство бездарно, но все же не можем не заметить, что некоторые произведения не только не вызывают чувства трепета, а наоборот, вызывают отвращение и обиду, что само понятие искусства с этим связывают.

 

Литература

1. Рерих Н. О Вечном./ Н. Рерих - М.: «Изд-во политич. литературы», 1991. – 489 с. 2. Чернышевский Н.Г. / Собр. соч.: В 5 т. – М.: Изд-во «Правда», 1974.- Т.4.- С.416.

 

 



Hosted by uCoz