|
||
Издается в г. Москва. Готовится к изданию №1(4), 2005 г. Выход планируется в мае 2005 г, статьи принимаются с февраля по апрель включительно. |
||
члены ред.коллегии, календарь выхода журнала и информация общего характера условия предоставления статей и сроки выхода очередных номеров вестника а так же контактная информация и банковские реквизиты научных статей опубликованных в нашем издании полезные ссылки ресурсы по научным, общественным и др. проблемам
|
Опубликуем Вашу статью. Присылайте!
Региональный вестник молодых ученых Сборник статей аспирантов, соискателей, докторантов и научных работников ISSN – 1811 – 5721
Паничкин А. В. - аспирант ИСЭИ ДНЦ РАН
ОБЪЕКТЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В МАШИНОСТРОЕНИИ
В настоящее время важнейшим приоритетом инвестиционной политики является восстановление расширенного воспроизводства. Для его реализации необходимо первоочередное инвестирование самых коротких воспроизводственных цепочек, начиная со второго подразделения по производству товаров народного потребления, во взаимосвязи с одновременным развитием высокотехнологичных средств труда и предметов труда путем приоритетного инвестирования новаций, с последующим восстановлением всей цепочки научно-технологического цикла. Программа изменения социальной ориентации рыночной экономики в число своих основных направлений включает, в частности, государственные мероприятия, предполагающие преимущественное инновационное развитие производства высокотехнологичных машин и оборудования для социально значимых отраслей экономики и сферы услуг. Все это должно выражаться в загрузке простаивающих мощностей в машиностроении (в ряде регионов этот показатель составляет 50-70 %), в технологической диверсификации и частичной конверсии оборонных заводов на основе государственного заказа. Так возникает необходимость в кредитах на поставку оборудования по импортозамещению, создания вместе с оборонными предприятиями инновационно-технологических предприятий, формирования рынка инновационных технологий. Все это позволит предприятиям таких отраслей, как легкая и пищевая промышленность, получать уникальные технологии и оборудование для производства высококачественных товаров народного потребления. В этой связи немаловажное значение будет иметь и замещение импортного оборудования отечественными изделиями в результате рпиоритетного развития предприятий машиностроения за счет государственной поддержки производителей. Потребность в указанных мероприятиях очевидна не только из-за необходимости поддержки собственных производителей, но и по следующим причинам: - восстановление основного капитала, объем которого (без учета старения) за последние десять лет уменьшился в сопоставимых ценах более чем на 40%. Необходимо его стабильное накопление на базе создания механизма прстого и расширенного воспроизводства основных фондов с помощью целенаправленной амортизационно-инвестиционной политики. Доля амортизационных отчислений по отношению к стоимости основных производственных фондов составляла в последние три года менее 3%, что не может обеспечить даже простого возмещения выбытия основных производственных фондов, а их сроки эксплуатации при свертывании их воспроизводства растягиваются на ряд пятилетий. В развитых странах средний срок полного обновления основного капитала не превышает 15-20 лет, причем в США срок обновления активной части основного капитала составляет 12-14 лет, а в Японии- 8-10 лет из-за более облегченной структуры воспроизводства, специализированнойна информационных и наукоемких технологиях. В СССР средний срок обновления основных производственных фондов равнялся 20-25 годам. В настоящее время в нашей стране предприятия нередко используют амортизационные отчисления не по назначению. В этом главная причина того, что износ основных средств достиг катастрофической величины, многие производства находятся на грани аварийных ситуаций. Между тем основной капитал (наряду с ресурсоемкостью производства) выступает наиболее значительным фактором, влияющим на конкурентоспособность продукции;
-формирование
цивиллизованого
инвистиционного
рынка и его ''ядра''-
рынка
инноваций и
высоких
технологий,
при
подчиненном
и
обслуживающем
положении
фондового
рынка,
ориентированного
на
финансирование
инноваций и
высоких
технологий,
а не на
финансовые
махинации. В
настоящее
время
ситуация на
отечественном
рынке как
раз
высокоспекулятивная:
ведь за счет
фондового
рынка в
нашей
стране
формируется
не более 3 %
реальных
объемов
инвестиций,
а акции и
иные ценные
бумаги не
действуют в
качестве
факторов
широкого
привлечения
частных и
иностранных
капиталов,
поскольку
операции на
фондовом
рынке на 98 %
проводятся
в
спекулятивнных
целях. Машиностроение выступает материальной основой развития экономики в инновационном направлении. Без использования основного капитала его обновление, а значит, и обновление продукции невозможно; резерв конкурентоспособных производственных мощностей будет быстро исчерпан, а экономический рост прекратится. Взаимосвязь машиностроительного комплекса и инновационного процесса очевидна: - практически на всех стадиях инновационного процесса он получает воплощение с помощью машин, техники, оборудования – т.е. продукции машиностроения, и чем выше уровень оборудования, установок, лабораторных приборов, на которых проводится разработка и освоение нововведений, тем больше шансов на то, что последнее успешно - быстро и до конца- станет действующей экономической реальностью; - сами нововведения очень часто принимают форму машин, приборов, технологических устройств, т.е. является продукцией машиностроительного комплекса; -инновация может быть частью, комплектующей какой-то уже освоенной машины. Однако ее производительность с помощью этой инновационной части, кажущейся иногда малосущественной, увеличивается многократно, что естественно, означает резкое повышение уровня данного вида машин1. Все перечисленнное свидетельствует в пользу инвестирования машиностроительного комплекса для общего инновационного развития экономики страны. Для большего понимания необходимости инвестиций для машиностроительного комплекса при его возможном инновационном направлении развития можно проанализировать современное состоянияе машиностроения. До 1999 г. преимущественными функциями машиностроения были ремонт и сборка. Реструктуризация в 90-е гг.- не следствие технологического прогресса, а была осуществлена институционально-правовыми методами, без участия инвестиционного-инновационного фактора. Вместе с тем сохранился значительный потенциал, заключающийся в свободных производственных мощностях и разработках иновационной сферы для всех переделов машиностроения и многих технологических процессов в реальном секторе экономики. Результатом положительных изменений, произошедших в 1999-2001г. в промышленности, стал структурный сдвиг в сторону увеличения доли обрабатывающих отраслей, к числу которых относится и машиностроение. В 2000 г. его удельный вес в общем объеме промышленной продукции увеличился до 19.8 %,но этого явно недостаточно: в том же году в Японии он достигал 43,7% в Германии-39,3% и в США-36,7%2. Отрасли машиностроения работают в последние годы в условиях дефицита оборотных средств и инвестиций в основной капитал. В итоге сокращается ресурсно-технологический потенциал. Рост загрузки мощностей свидетельствует лишь о том, что в результате их реструктуризации под текущий, достаточно ограниченный спрос немалая часть оборудования, необходимого для воспроизводственного процесса в средне- и долгосрочной перспективе, оказалась выведена из технологической цепочки, по конечному элементу которой либо по ''узкому месту '' в ней рассчитывается инвестиции в основной капитал колебались в пределах 3-3,9 % от их общего объема в экономику, т.е. были вдвое меньше по сравнению с «предкризисными» годами (1995-1997 гг.). Почти 75 % капиталовложений формируется за счет собственных средств предприятий, немногим более 25 % составляют привлеченные средства, из них примерно пятая часть поступает из бюджетов всех уровней. Отмена инвестиционной льготы с 2002 года даже при уменьшении налога на прибыль означает ухудшение возможностей машиностроения. Износ основных фондов в нем достиг 52,6 % (по их полной балансовой стоимости на начало 2000 г.). Экономический рост не будет устойчивым при недоинвестировании машиностроения. Без увеличения средств в его основной капитал, причем инновационно насыщенных, оживление проризводства прекратится[1]. Конечно, финансовый кризис 1998 г. и значительное повышение курса доллара стимулировали процесс импортозамещения, отразившегося на потреблении изделий отечественного машиностроения, и послужили акселератором некапиталоемкого роста, который ярко проявился с 1999 г. Отрасли экономики расширили обновление основных средств. В 1999 г. по сравнению с 1997 г. экспорт продукции в энергетическом машиностроении возрос на 6% , в машиностроении для пищевой промышленности – на 12, в станкостроении – на 4, в строительно-дорожном машиностроении – на 7, в коммунальном – на 19, в высокотехнологических отраслях –на 2 %. Наиболее эффективно реструктуризация осуществляется на пересечении потенциала производственно-технологических систем и научно-технических заделов, благодаря выпуску инновационной конкурентоспособной продукции. Таким образом, экономический рост машиностроения с 1999 по 2002 гг. неоднозначен. С одной стороны, за счет коньюктурных факторов и ранее накопленных запасов основного капитала существенно увеличилось производство продукции: за 1999-2000 гг. на 29,7 % по сравнению с 1998 г. и в 2001 – на 10, 5 % по сравнению с 2000 г. С другой стороны, непроизошло заметных позитивных сдвигов по объемам инвестиций в перспективное развитие машиностроительного комплекса, следовательно, оживление его не может быть устойчивым. Если рассматривать источник и возможности дальнейшего развития, которые надлежало бы задействовать, то в первую очередь следовало бы отметить, что в машиностроении существуют технологии, которые могут стать источниками качественного экономического роста, долговременного развития экспорта. Имеются ввиду авиационные, космические, ядерно-энергетические, судостроительные, приборостроительные и электронные технологии преимущественно из оборонной отрасли, а также технологии энергетического машиностроения, многие технологии производства металлообрабатывающего комплекса, оборудования для химической и нефтяной промышленности, автомобилестроения, подшипниковой и электротехнической промышленности[2]. Все они способствуют созданию конкурентоспособной военной продукции, изделий двойного назначения, добывающей, перерабатывающей и обрабатывающей техники. Меньше возможностей для выпуска технически сложных потребительских товаров для экспорта. Важно повысить эффективность взаимодействия предприятий машиностроения и лесной промышленности для внутреннего рынка, экспорта и инвестиций (учитывая крупные лесные массивы Вьетнама - одного из внешнеторговых и промышленных партнеров России, других подобных государств и динамично развивающиеся отрасли лесного машиностроения РФ). При устойчивости роста машиностроительного производства повышению его конкурентоспособности помогут технологические инновации в механозаготовительных производствах, производствах межотраслевого применения (гидро- и электроприводы и т.д.), в двигателестроении и энергомашиностроении. Основными направлениями технологической перестройки должны стать: преобразование структуры производства с учетом рыночных отношений, реформирование крупнейшихструктурообразующих машиностроительных предприятий с целью повышения их финансовой устойчивости, снижения издержек, увеличения загрузки мощностей; модернизация мощностей, обеспечивающая их соответствие требованиям рынка стран Востока; ускорение темпов обновления и вывода основных фондов, и прежде всего невостребованныхна рынке машин и оборудования; внедрение новых технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих, способствующих наращиванию выпуска конкурентоспособных машин и оборудования; развитие дилерской и товаропроводящей сети, помогающей сокращению издержек производства и продвижению продукции на рынки с последующим их гарантийным обслуживанием. При ограниченности инвестиционных и других ресурсов необходим механизм для их привлечения в реальную экономику[3]. В нем целесообразно предусмотреть дешевые кредиты машиностроительным предприятиям под выпуск конкурентноспособной продукции, лизинговые схемы, включая сервисный и возвратный лизинг, нормативно- правовые изменения (во всяком случае, экспортная выручка от продажи должна поступать в страну не в фиксированный срок, а в соответствии с условиями контрактов, отражающими сроки монтажа и наладки техники). Сегодня важно не только вкладовать средства с целью быстрого достяжения конкурентоспособного уровня отдельных видов продукции (внедрение продуктовых иноваций), но и направлять их (при долевом участии государства и коммерческих структур) в совокупность проектов, дающих крупные межотраслевые и мультипликативные эффекты в экономике, способствующие устойчивости ее роста. Таким механизмом могут стать инновационные программы развития производства продукции однородных видов (программы формирования макротехнологий), реализуемые в рамках, например, консорциумов. В противном случае отечественная высокотехнологичная техника лишится перспектив на внутренем и тем более на внешнем рынках. Производственные технологии, сопровождающиеся быстрым оживлением платежеспособного спроса, но при естественном в настоящее время условии их востребования в средне- и долгосрочной перспективе, нуждаются в государственной поддержке. Поэтому требуется разработка стратегии развития машиностроения, опирающейся на обьективный анализ состояния производственно – технологических систем, сферы НИОКР и инноваций в целом. Должны быть выделены объекты, необходимые для реализации машиностроением его основных экономических функций (в том числе экспортной), определены методы влияния и формы влияния на эти объекты, включая придание инновационному процессу неприрывного характера, создание современной организации обьединения разработок, производства и сбыта ( как, например, CALS-технологии ), использование высококвалифицированных менеджеров[4]. Развитие инфраструктуры инвестиционного рынка (фондов венчурного финансирования новой техники, страховых агентов, специализированных информационных организаций) будет способствовать повышению уровня информированности инвесторов по коньюктуре рынков в отраслевом и региональном разрезах и привлечению дополнительных средств на модернизацию машиностроения[5]. Важнейшей составляющей развития является также разработка и внедрение в практику действенного механизма защиты прав собственников и инвесторов в стране и за ее пределами. Решение такой задачи поможет сохранить устойчивость прироста производства. В машиностроении имеются немалые инновационные запасы (заделы), охватывающие все его технические переделы и направленные на модернизацию производственной базы, улучшение ресурсосбережения[6]. Но при этом в настоящее время инновационная направленность и производство конкурентоспособной продукции с трудом «вписывается» в такие инстументы государственного регулирования и участия в экономической жизни, как федеральные целевые программы (в силу многокритериальной их целевой направленности) и государственные инвестиционные проекты (из-за недоучета в них межотраслевого характера выпуска конкурентоспособных видов продукции и межотраслевых мультипликативных элементов). Таким образом, инвестиционные возможности машиностроения в настоящее время в значительной мере недоиспользуются. На нынешнем восстановительном этапе экономического развития пока не востребовано одно из важнейших назначений машиностроения - формирование через взаимодействие с инновационной сферой технико- технологического потенциала для перспективного роста отраслей народного хозяйства, его будущей конкурентоспособности. Здесь инновационная деятельность в узком смысле (создание новых образцов техники и технологий, их внедрение в производство) в наибольшей степени определяет конкурентоспособность продукции. Иными словами, инвестирование машиностроения (да еще строительства)- это фактически инвестирование всего народного хозяйства. Если же с позиций рассмотренного говорить о Республике Дагестан, то ситуация и с машиностроением, и с инвестированием этой комплексной отрасли народного хозяйства несравненно тяжелее, чем по стране в целом. Спад промышленного производства привел к тому, что к концу 1998 г. в машиностроении производство сократилось в 10 раз по сравнению с 1990 г. (при сокращении объема производства всей прмышленной продукции в республике «только» в 6 раз), инвестиционная активность снизилась в 9 раз. Правда, в 2001-2002 гг. объемы промышленной продукции возросли на 60 % по сравнению с кризисом 1998 г., но все равно это составило только 16 % от уровня 1990 г. Поэтому данный успех, как и увеличение за последние годы инвестиций в основной капитал на 30 % следует считать незначительным успехом. Не случайно предполагается в области промышленной политики по республике оказание поддержки структурообразующим предприятиям, которые в настоящее время приводят свыше 85 % объемов продукции от общего объема продукции машиностроительной отрасли по Республике Дагестан. Таких предприятий не больше двадцати, и они являются производителями продукции судостроения, авиационного машиностроения, радиотехнической, электронной промышленности и средств связи и т.д. До 1990 г. все эти предприятия имели стабильную загрузку государственными оборонными заказами. Теперь же только 11 предприятий из названных выполняют заказы Минобороны РФ, и то в объемах не более 8 % от уровня 1990 г[7]. Так проблемы Федерации в целом находят отражение в ее субъекте. Проблема в данном случае настолько серьезная, что руководство республики выносило на рассмотрение Совета Безопасности РФ вопрос о максимальном обеспечении по возможности загрузки мощностей оборонных предприятий республики с учетом их многолетней специализации (при ежегодном формировании оборонного госзаказа). Для республики также необходимым выступает создание эффективной инфраструктуры, способной осущесвлять реализацию социально и экономически значимых программ, инновационных проектов, соответствующих потребностям современного рынка, разработки экономических и финансовых механизмов активизации инновационной работы. В республике имеется значительный технический и научно-технологический потенциал, но в настоящее время он слабо используется для конкретных нужд народного хозяйства, недостаточно реагирует на спрос рыночной экономики. Наряду с большим задействованием собственных возможностей требуется также повышение инвестиционной привлекательности региона для привлечения источников извне. 1 Борисов Б., Жигин А., Абрамов А. Машиностроение: инновации и конкурентоспособность. Экономист. 2000. №8. 2 Борисов В., Балагурова Е. Машиностроительный комплекс: посткризисное развитие. Экономист. 2001.№12, стр. 30-35. [1] Борисов В., Балагурова Е. Машиностроительный комплекс: посткризисное развитие. Экономист. 2001. №12, стр. 30-35. [2] Региональные проблемы переходной экономики. Вопросы теории и практики. Под ред. Алиев В.Г. Москва. «Экономист». 2002 г. [3] Кныш М.И., Перекатов Б.А., Тютиков Ю.П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности. С.Пб.: Изд. Дом «Бизнесс-пресса» 1998 г.-315 с. [4] Шарп У. , Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции. Перевод с английского. М. ИНФРА-М. [5] Новицкий Н. Выбор инвестиционной стратегии на новом этапе реформ. Экономист. 2001 г. №6. [6] Гаджиев М.М. Политика и методология государственного регулирования инновационных процессов в РД. Махачкала. 2001 г. 256 с. [7] Гаджимагомедов Г.А. Стабилизация и экономический рост. Махачкала. Изд. Юпитер. 1999 г.
|
|
главная/ условия/ контакты/ статьи/
|